Лечебное воздействие на детскую ложь
Все дети врут. Как родители справляются с обычной ложью?
Когда уже пора обращаться за помощью против устойчивой лжи? Ни на один вопрос нельзя ответить однозначно.
В мире существует огромное количество культурных норм и стилей воспитания. Даже экспертные мнения чаще всего основаны на личном опыте.
Довольно скудные эмпирические данные, на которых строятся рекомендации, и приведенные ниже предложения следует рассматривать как еще недостаточно разработанные нормативы. Ложь маленьких детей — смесь сознательных уловок и вымысла.
Правильнее не воспринимать такую ложь как интересную историю, не наказывать, а помочь ребенку прояснить правду. В одном случае 5-летняя девочка, родители которой развелись, просила отца поставить телевизор в ее комнате в его доме, такой же, что стоял у нее в доме матери.
Отец, уверенный, что в доме матери у нее нет телевизора, отвечал: Тебе хочется иметь телевизор в своей комнате и в доме матери, и здесь?. Девочка утвердительно закивала, и проблема сразу разрешилась.
В подростковом возрасте ребенок уже осознает, что обманывает. Обсуждение вероятных результатов его обмана посредством вопросов и адекватное наказание (если требуется) — лучший способ воздействия.
Философский дискурс о том, что ложь — это зло, вряд ли даст эффект. Он скорее квалифицируется как ханжество.
Суровое наказание может увеличить вероятность, что ребенок будет лгать в будущем. Кроме того, если родители хотят сократить случаи лжи, они должны быть готовы услышать нечто такое, о чем предпочли бы не знать.
К постоянной лжи следует обращаться напрямую.
Существует фактор риска для возникновения других форм непослушания как в настоящем, так и в будущем, поэтому такая ложь нуждается в профессиональной оценке. Нет единого метода лечения патологической лжи, оно всегда индивидуально.
Важно иметь в виду открытие Стаутамер-Лоэбер и Лоэбер (1986), что ложь часто связана с недостатком воспитания. Следовательно, постоянная ложь указывает на то, что ребенку требуется больше родительского внимания.
Немногие родители прибегают к посторонней помощи, чтобы справиться с ложью.
Но, несмотря на это, психотерапевты непрерывно занимаются проблемой обмана. Людям с проблемой контроля импульсов или с зависимостью свойственно неверно представлять некоторые аспекты своей жизни.
Методы лечения склонных к обману пациентов должны быть индивидуальными, потому что ложь обычно лишь часть совокупности симптомов пациента.
Для пациентов с низкой самооценкой выбираются неконфронтационные методы лечения.
А для пациентов, имеющих зависимость или страдающих от проблем с контролем импульсов (например, иг-романия), наоборот, больше подойдет групповое лечение в таких сообществах, как АА или Анонимные игроманы, где им дают установки, сочетающие противостояние и поддержку. Обман в рамках терапии лучше всего анализировать так же, как сны, потому что ложь иногда обнажает больше, чем скрывает.
Есть тайны, укрепляющие родственные отношения, а есть — разрушительные. Семейный терапевт должен различать, какими секретами лучше поделиться, и должен быть уверен, что это будет сделано правильно.
Мы учим детей говорить правду, но обнаруживаем, что они лгут. Как помочь им и себе более эффективно общаться с окружающими?
В чем разница между не поддающейся адаптации скрытностью и справедливой потребностью в частной жизни?
Тайны, самообман и ложь — факты нашей жизни.
А следовательно, они должны стать материалом для психотерапии.
